RU | ENG
Елена Борисовна Долинская
Московская государственная консерватория имени П. И. Чайковского, Москва, Россия, s.e.dolinskiy@gmail.com, ORCID: 0000-0001-7936-3063
Аннотация
В статье идет речь об опере-легенде (опере-кантате) С. Н. Василенко «Сказание о граде великом Китеже и тихом озере Светояре», премьера которой состоялась 22 марта 1903 года в Солодовниковском театре, шла недолго и вскоре была снята с репертуара.
Как показала премьера этой оперы в 2023 году — забытое сочинение С. Н. Василенко достойно внимания, вызывает интерес и пополняет фонд ныне возрождаемых русских опер, представляющих историческую ценность. Характеризуя музыку «Китежа», автор статьи пишет о необходимости изучения наследия С. Н. Василенко, автора многочисленных сочинений разных жанров, как и творчества других крупных мастеров, в числе которых М. М. Ипполитов-Иванов, Р. М. Глиэр, Ю. А. Шапорин.
Как показала премьера этой оперы в 2023 году — забытое сочинение С. Н. Василенко достойно внимания, вызывает интерес и пополняет фонд ныне возрождаемых русских опер, представляющих историческую ценность. Характеризуя музыку «Китежа», автор статьи пишет о необходимости изучения наследия С. Н. Василенко, автора многочисленных сочинений разных жанров, как и творчества других крупных мастеров, в числе которых М. М. Ипполитов-Иванов, Р. М. Глиэр, Ю. А. Шапорин.
Ключевые слова
С. Н. Василенко, его опера «Сказание о граде великом Китеже и тихом озере Светояре», возрождение забытых сочинений русских композиторов
Творческий путь Сергея Никифоровича Василенко (1872−1956) показателен для талантливого поколения композиторов-исполнителей, самобытно проявивших себя в разных ипостасях[1]. В частности, как теоретик, он создал капитальное исследование в двух томах «Инструментовка для симфонического оркестра» (1952, 1959). Долгая жизнь С. Н. Василенко в рамках русской и советской музыкальной культуры открывала перед ним разные возможности: он был знаком с П. И. Чайковским и Н. А. Римским-Корсаковым, в консерватории обучался у С. И. Танеева (класс контрапункта и фуги) [2].
[1] С. Н. Василенко обучался в Московской консерватории, которую окончил с золотой медалью. До того получил образование юриста в Московском университете. Работал дирижером Московской частной русской оперы С. Мамонтова (1903−1905), десять лет (1907−1917) дирижировал серией учрежденных им Исторических концертов. В течение полувека (1907−1956) состоял профессором инструментовки и композиции в своей Alma Mater, где воспитал многие десятки учеников. Среди них: А. Н. Александров, Н. С. Голованов, Л. А. Половинкин, Д. Р. Рогаль-Левитский, А. Н. Рославец, Ю. А. Фортунатов, П. Г. Чесноков, А. И. Хачатурян.
[2] Василенко является автором многочисленных произведений в разных жанрах, в числе которых симфонические и камерно-инструментальные сочинения, романсы на слова Блока, Брюсова, Бунина, Бальмонта, Соловьева, Надсона, Фета и на собственные стихи. В советское время С. Н. Василенко писал оперы («Сын солнца», «Христофор Колумб», «Суворов», «Великий канал»), балеты («Мирандолина», «Акбиляк»), музыку к кинофильмам («Окраина», «Шёл солдат с фронта»). Поддерживал важную инициативу великой советской культуры 1930-х годов создавать сценическую музыку тандемом (российский профессор и начинающий европейское образование — молодой композитор). Написал вместе с М. А. Ашрафи первую узбекскую оперу «Буран».
[2] Василенко является автором многочисленных произведений в разных жанрах, в числе которых симфонические и камерно-инструментальные сочинения, романсы на слова Блока, Брюсова, Бунина, Бальмонта, Соловьева, Надсона, Фета и на собственные стихи. В советское время С. Н. Василенко писал оперы («Сын солнца», «Христофор Колумб», «Суворов», «Великий канал»), балеты («Мирандолина», «Акбиляк»), музыку к кинофильмам («Окраина», «Шёл солдат с фронта»). Поддерживал важную инициативу великой советской культуры 1930-х годов создавать сценическую музыку тандемом (российский профессор и начинающий европейское образование — молодой композитор). Написал вместе с М. А. Ашрафи первую узбекскую оперу «Буран».
Особым везением в жизни С. Н. Василенко стала его встреча с М. М. Ипполитовым‑Ивановым, в класс свободного сочинения которого он поступил в 1899 году и закончил обучение в 1902 году. В качестве дипломной работы была представлена кантата «Сказание о граде великом Китеже и тихом озере Светояре» под управлением В. И. Сафонова.
Успех был очевидным, и М. М. Ипполитов-Иванов предложил переделать кантату в одноактную оперу с тем же названием, жанр которой определил как «Музыкально‑драматический эпизод в одном действии и трех картинах».
Премьера оперы состоялась в Солодовниковском театре в 1903 году. Дирижировал М. М. Ипполитов-Иванов, своим участием оказывая высокую профессиональную поддержку молодому начинающему композитору. В приведенном случае трудно удержаться от исторической параллели с С. В. Рахманиновым: оба представили свои первые оперы как дипломные работы и услышали их воплощение на сценах Большого и Солодовниковского театров. «Алеко» по предложению П. И. Чайковского шел в один вечер с «Иолантой» русского гения. С. Н. Василенко же еще предстояло трудиться в Московской консерватории, где ректором был М. М. Ипполитов-Иванов, первый избранный руководитель.
Известно, что сюжет «Китежа» подсказал молодому композитору его друг — филолог, фольклорист Сергей Константинович Шамбинаго[3] (1871−1948), исследователь древнерусских исторических памятников. Сергей Василенко, которого влекла русская старина, обращается к изучению крюковой нотации, в чем ему помогает С. В. Смоленский; знакомится со старообрядцами и даже едет в одно из сел Орловской губернии, где они проживали.
Успех был очевидным, и М. М. Ипполитов-Иванов предложил переделать кантату в одноактную оперу с тем же названием, жанр которой определил как «Музыкально‑драматический эпизод в одном действии и трех картинах».
Премьера оперы состоялась в Солодовниковском театре в 1903 году. Дирижировал М. М. Ипполитов-Иванов, своим участием оказывая высокую профессиональную поддержку молодому начинающему композитору. В приведенном случае трудно удержаться от исторической параллели с С. В. Рахманиновым: оба представили свои первые оперы как дипломные работы и услышали их воплощение на сценах Большого и Солодовниковского театров. «Алеко» по предложению П. И. Чайковского шел в один вечер с «Иолантой» русского гения. С. Н. Василенко же еще предстояло трудиться в Московской консерватории, где ректором был М. М. Ипполитов-Иванов, первый избранный руководитель.
Известно, что сюжет «Китежа» подсказал молодому композитору его друг — филолог, фольклорист Сергей Константинович Шамбинаго[3] (1871−1948), исследователь древнерусских исторических памятников. Сергей Василенко, которого влекла русская старина, обращается к изучению крюковой нотации, в чем ему помогает С. В. Смоленский; знакомится со старообрядцами и даже едет в одно из сел Орловской губернии, где они проживали.
[3] С. К. Шамбинаго известен как крупный ученый, доктор филологических наук, профессор МГУ имени М. В. Ломоносова. Среди его исследований и публикаций — «Слово о полку Игореве», «Задонщина», «Народные русские легенды» Афанасьева. Интерес представляет и его труд «Трилогия романтизма. Н. В. Гоголь» (1911).
В Воспоминаниях композитор пишет: «В этот год (1898 — Е. Д.) я ничего не писал „своего“, а только собирал и гармонизовал крюковые мелодии» [1, 103]. Композитор сам указал на источники, использованные им для составления либретто «Сказания о граде Великом Китеже и тихом озере Светояре». Все они — подлинные документы русской древности и средневековой архаики, заимствованные из Заволжских старообрядческих преданий. Некоторые места либретто, как, например, Ария Гусляра, взяты почти дословно из повести «В лесах» Печерского, где говорится о Великом Китеже, а также и из других источников.
Либретто было составлено Николаем Александровичем Маныкиным-Невструевым (1869−1920), композитором, поэтом, помощником инспектора Московской консерватории, секретарем главной дирекции РМО. Чуть ранее он написал либретто для одной из самых обаятельных опер М. М. Ипполитова-Иванова «Ася» по повести И. С. Тургенева, завершенной композитором в 1900 году. Это важный момент: «Ася», ее либретто и музыка, были приняты безоговорочно. А о тексте «Китежа» Маныкина-Невструева сохранились негативные отзывы.
«Драматического во всем этом очень мало, — писал М. В. Иванов-Борецкий, — это эпос со всей его статичностью и с несколькими малоразвитыми лирическими моментами. Автор предпослал самому действию, сведенному, в сущности, до minimum, рассказ о том же событии в таком же эпическом ключе!» [2, 58].
М. В. Иванов-Борецкий был убежден, что либретто имеет свойство текста для оратории. Неспешность развития, большая Ария Гусляра, симфоническое интермеццо, Ариозо Князя и марш татар, развернутый хор-ансамбль отпевания монахов, хор народа с колокольным звучанием — все создавало ощущение эпических картин. Такое построение либретто и обусловило, по мнению М. В. Иванова‑Борецкого, «нежизнеспособность» «Сказания», как сценического произведения [2, 58].
Однако премьера кантаты не вызвала возражений по отношению к тексту, и эта дипломная работа Сергея Василенко заслуженно получила 5++. В одной из записей своего Дневника Сергей Иванович Танеев отметил, что целый день писал отзыв о тексте «Китежа» Маныкина‑Невструева [3, 236][4]. К сожалению, больше информации о рецензии Танеева нет.
Либретто было составлено Николаем Александровичем Маныкиным-Невструевым (1869−1920), композитором, поэтом, помощником инспектора Московской консерватории, секретарем главной дирекции РМО. Чуть ранее он написал либретто для одной из самых обаятельных опер М. М. Ипполитова-Иванова «Ася» по повести И. С. Тургенева, завершенной композитором в 1900 году. Это важный момент: «Ася», ее либретто и музыка, были приняты безоговорочно. А о тексте «Китежа» Маныкина-Невструева сохранились негативные отзывы.
«Драматического во всем этом очень мало, — писал М. В. Иванов-Борецкий, — это эпос со всей его статичностью и с несколькими малоразвитыми лирическими моментами. Автор предпослал самому действию, сведенному, в сущности, до minimum, рассказ о том же событии в таком же эпическом ключе!» [2, 58].
М. В. Иванов-Борецкий был убежден, что либретто имеет свойство текста для оратории. Неспешность развития, большая Ария Гусляра, симфоническое интермеццо, Ариозо Князя и марш татар, развернутый хор-ансамбль отпевания монахов, хор народа с колокольным звучанием — все создавало ощущение эпических картин. Такое построение либретто и обусловило, по мнению М. В. Иванова‑Борецкого, «нежизнеспособность» «Сказания», как сценического произведения [2, 58].
Однако премьера кантаты не вызвала возражений по отношению к тексту, и эта дипломная работа Сергея Василенко заслуженно получила 5++. В одной из записей своего Дневника Сергей Иванович Танеев отметил, что целый день писал отзыв о тексте «Китежа» Маныкина‑Невструева [3, 236][4]. К сожалению, больше информации о рецензии Танеева нет.
[4] Запись в Дневнике Танеева от 1 марта 1901 года.
Опера-легенда рассказывает о чудесном спасении перед нашествием Хана Батыя средневекового города Великий Китеж и его людей, что оказались сокрытыми водами святого озера на его дне (в аналогичной опере Н. А. Римского-Корсакова Китеж поднимается на небо в ореоле золотого свечения). Обе оперы пронизаны патриотическим духом, связанным с сакраментальной составляющей русского мира, пронизанного духовностью. В силу этого кульминационными точками оперы С. Н. Василенко стали молитвенное обращение хора китежан к Господу, а также оркестровая постлюдия и финальный славильный хор. Сам композитор подчеркивал: «Все темы „Китежа“ — моего собственного сочинения, хотя и написаны под влиянием крюковых напевов и по характеру от них не отличаются» [1, 105].
Что касается музыки оперы-легенды, то М. В. Иванов-Борецкий выделил «первое интермеццо с его таинственно звучащими начальными гармониями, яркие „татарские“ эпизоды, хорошие „звоны“ в конце второго интермеццо и дважды повторяющиеся свежие гармонические обороты на „остинатных“ басах в самом финале» [2, 60]. Отметил он и особенности сценографии последней картины: «под перезвон китежских колоколов туман над озером рассеивается; и в озере начинают мелькать огни и кресты; картина становится все яснее, и, наконец, отчетлива видна площадь города со всеми действующими лицами второй картины, и видение исчезает. Густой туман вновь заволакивает поверхность озера» [2, 57−58]. Декорации были созданы Аполлинарием Васнецовым и Константином Малевичем. «В общем, конечно, талантливое начало для композитора: в нем уже можно подметить черты, характеризующие будущее время творчества: яркую красочность и стремление к экзотике» [2, 57- 58].
Вскоре после премьеры 22 марта 1902 года, в конце весны опера-легенда сошла со сцены и была забыта. Так, к сожалению, случается в истории отечественного и мирового музыкального театра, когда сочинение вдруг исчезает либо надолго, а порой и на целый век. Произошло это и с «Китежем» Сергея Никифоровича Василенко.
Только к 120-летию со дня ее первой постановки, 7 ноября 2023 года, опера‑легенда была возрождена на сцене Большого зала Московской консерватории[5].
Что касается музыки оперы-легенды, то М. В. Иванов-Борецкий выделил «первое интермеццо с его таинственно звучащими начальными гармониями, яркие „татарские“ эпизоды, хорошие „звоны“ в конце второго интермеццо и дважды повторяющиеся свежие гармонические обороты на „остинатных“ басах в самом финале» [2, 60]. Отметил он и особенности сценографии последней картины: «под перезвон китежских колоколов туман над озером рассеивается; и в озере начинают мелькать огни и кресты; картина становится все яснее, и, наконец, отчетлива видна площадь города со всеми действующими лицами второй картины, и видение исчезает. Густой туман вновь заволакивает поверхность озера» [2, 57−58]. Декорации были созданы Аполлинарием Васнецовым и Константином Малевичем. «В общем, конечно, талантливое начало для композитора: в нем уже можно подметить черты, характеризующие будущее время творчества: яркую красочность и стремление к экзотике» [2, 57- 58].
Вскоре после премьеры 22 марта 1902 года, в конце весны опера-легенда сошла со сцены и была забыта. Так, к сожалению, случается в истории отечественного и мирового музыкального театра, когда сочинение вдруг исчезает либо надолго, а порой и на целый век. Произошло это и с «Китежем» Сергея Никифоровича Василенко.
Только к 120-летию со дня ее первой постановки, 7 ноября 2023 года, опера‑легенда была возрождена на сцене Большого зала Московской консерватории[5].
[5] В «Китеже» с большим успехом выступали лауреаты международных конкурсов Федор Костюков (князь Георгий), Екатерина Лукаш (княгиня Евпраксия), Михаил Басенко (княжич), Наталья Петрожицкая (невеста княжича), Даниил Малых (Головщик), Феликс Дмитрук (Гусляр). Дирижер — народный артист Р Ф Феликс Коробов, ведущий хормейстер — Александр Соловьев.
Стало очевидно: в партитуре молодого композитора явственно ощущается индивидуально преломленное воздействие музыки «кучкистов» — прежде всего диалоги с оперным стилем Мусоргского, Римского-Корсакова и Бородина.
Учитывая особенности воплощения оперы «Китеж» в концертном исполнении, постановщики разработали системный подход, продиктованный опытом воплощения сценического произведения вне театра. Сзади сцены был огромный экран. На нем воспроизведены рисунки-задники, соответствующие первой сценической постановке «Китежа» С. Н. Василенко. Речь идет о рисунках А. М. Васнецова — младшего брата хрестоматийно известного автора «Ивана‑царевича на сером волке». Эти рисунки уточняли место действия, воссоздавали образ самого легендарного Великого Китежа, его разнонационального населения[6].
Учитывая особенности воплощения оперы «Китеж» в концертном исполнении, постановщики разработали системный подход, продиктованный опытом воплощения сценического произведения вне театра. Сзади сцены был огромный экран. На нем воспроизведены рисунки-задники, соответствующие первой сценической постановке «Китежа» С. Н. Василенко. Речь идет о рисунках А. М. Васнецова — младшего брата хрестоматийно известного автора «Ивана‑царевича на сером волке». Эти рисунки уточняли место действия, воссоздавали образ самого легендарного Великого Китежа, его разнонационального населения[6].
[6] Другим помощником слушателям-зрителям стал изумительно оформленный буклет, что значительно расширило информационное поле, посвященное опере (приведен полный текст трехкартинного либретто оперы, указаны в хронологическом порядке основные даты и творческие события жизни С. Н. Василенко), приведены в цветовом изображении рисунки А. М. Васнецова, включен разный материал справочного характера.
Успех премьеры через 120 лет был оглушительным. А иначе и не могло быть. Почти год регулярно (как в настоящем оперном театре) шли многочисленные репетиционные работы по всем составляющим спектакля. Прежде всего, это —репетиции с оркестром, хором и солистами над созданием особого звукового колорита давней русской оперы, которая и сегодня своим патриотическим накалом, красотою мелодических характеристик, особым, словно обволакивающим тембровым колоритом, никого не могла оставить равнодушными.
Исполнение забытой оперы С. Н. Василенко стало одним из важных событий проекта Московской консерватории «Возрождение русской оперной классики», который уже существует восемь лет. Первыми постановками стали оперы «Орфей» Евгения Фомина (2016) и «Сын-соперник» Дмитрия Бортнянского (2017). Затем последовала «Рафаэль» Антона Аренского, комедия «Карантин» Алексея Верстовского. К 150-летнему юбилею Сергея Рахманинова была осуществлена постановка его оперы «Скупой рыцарь».
За годы работы над проектом на кафедре истории русской музыки Московской консерватории сложилась инициативная группа (доценты Наталия Гурьева, Елена Потяркина, Данил Топилин и преподаватель Анастасия Дамарская), руководимая деканом научно‑композиторского факультета И. А. Скворцовой. Как главный инициатор и «мотор» проекта Ирина Арнольдовна привлекла к постоянному участию народного артиста России, многоопытного дирижера, профессора Феликса Коробова, а также ведущего хормейстера, профессора Александра Соловьева. Именно этот постановочный коллектив творчески объединяет достижения симфонического оркестра и хора студентов Московской консерватории с приглашенными солистами из разных театров.
Вероятно, неслучаен факт интереса, теперь уже осуществленного, к старинной опере. В это же время, в 2014 году, к восстановлению в правах забытых произведений русских композиторов обратились в ГМПИ имени М. М. Ипполитова-Иванова, осуществив на сцене театрального зала Московского международного Дома музыки вместе со студентами РАТИ‑ГИТИС мировую премьеру оперы «Женитьба» Мусоргского — Ипполитова-Иванова, причем, с декорациями и костюмами в духе XIX века.
Затем, летом 2022 года, на сцене Большого зала Московской консерватории состоялось «второе рождение» оперы М. М. Ипполитова-Иванова «Ася».
Уже через год (2023) прошла премьера оперы К. Молчанова «А зори здесь тихие…»[7].
Исполнение забытой оперы С. Н. Василенко стало одним из важных событий проекта Московской консерватории «Возрождение русской оперной классики», который уже существует восемь лет. Первыми постановками стали оперы «Орфей» Евгения Фомина (2016) и «Сын-соперник» Дмитрия Бортнянского (2017). Затем последовала «Рафаэль» Антона Аренского, комедия «Карантин» Алексея Верстовского. К 150-летнему юбилею Сергея Рахманинова была осуществлена постановка его оперы «Скупой рыцарь».
За годы работы над проектом на кафедре истории русской музыки Московской консерватории сложилась инициативная группа (доценты Наталия Гурьева, Елена Потяркина, Данил Топилин и преподаватель Анастасия Дамарская), руководимая деканом научно‑композиторского факультета И. А. Скворцовой. Как главный инициатор и «мотор» проекта Ирина Арнольдовна привлекла к постоянному участию народного артиста России, многоопытного дирижера, профессора Феликса Коробова, а также ведущего хормейстера, профессора Александра Соловьева. Именно этот постановочный коллектив творчески объединяет достижения симфонического оркестра и хора студентов Московской консерватории с приглашенными солистами из разных театров.
Вероятно, неслучаен факт интереса, теперь уже осуществленного, к старинной опере. В это же время, в 2014 году, к восстановлению в правах забытых произведений русских композиторов обратились в ГМПИ имени М. М. Ипполитова-Иванова, осуществив на сцене театрального зала Московского международного Дома музыки вместе со студентами РАТИ‑ГИТИС мировую премьеру оперы «Женитьба» Мусоргского — Ипполитова-Иванова, причем, с декорациями и костюмами в духе XIX века.
Затем, летом 2022 года, на сцене Большого зала Московской консерватории состоялось «второе рождение» оперы М. М. Ипполитова-Иванова «Ася».
Уже через год (2023) прошла премьера оперы К. Молчанова «А зори здесь тихие…»[7].
[7] Главный дирижер-постановщик всех трех опер, осуществленных силами студентов Ипполитовки, хором и оркестром вуза, приглашенными молодыми исполнителями — народный артист СССР Юрий Иванович Симонов.
Оперы эти оказались востребованы публикой и продолжают звучать в Москве и других городах страны.
Свершается историческая справедливость в отношении русской классики, оказавшейся в забвении.
Столь же важно сегодня, обратившись к архивам, скрупулезно исследовать творчество малоизученных русских мастеров музыкального искусства.
Свершается историческая справедливость в отношении русской классики, оказавшейся в забвении.
Столь же важно сегодня, обратившись к архивам, скрупулезно исследовать творчество малоизученных русских мастеров музыкального искусства.
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ
1. Василенко С. Н. Воспоминания / ред. Т. Н. Ливанова. М.: Советский композитор, 1978. 376 с.
2. Иванов-Борецкий М. Сценические произведения // Сергей Василенко: XXV лет музыкальной деятельности: Юбилейный сборник статей / под общей ред. Вас. Яковлева. М., Л.: изд. московского общества драматических писателей и композиторов, 1927. С. 55−70.
3. С. Танеев. Дневники. В трех книгах. Книга вторая / Текстолог. ред. и комм. Л. З. Корабельниковой. 1899−1902. М.: Музыка, 1982. 430 с.
2. Иванов-Борецкий М. Сценические произведения // Сергей Василенко: XXV лет музыкальной деятельности: Юбилейный сборник статей / под общей ред. Вас. Яковлева. М., Л.: изд. московского общества драматических писателей и композиторов, 1927. С. 55−70.
3. С. Танеев. Дневники. В трех книгах. Книга вторая / Текстолог. ред. и комм. Л. З. Корабельниковой. 1899−1902. М.: Музыка, 1982. 430 с.
Получено: 15.11.2023
Принято к публикации: 01.12.2023
ИНФОРМАЦИЯ ОБ АВТОРЕ
Е. Б. Долинская — доктор искусствоведения, профессор кафедры истории русской музыки Московской государственной консерватории имени П. И. Чайковского, заслуженный деятель искусств России, лауреат премии Правительства Российской Федерации в области культуры, лауреат премии города Москвы в области литературы и искусства, член Союза композиторов.
Номер журнала
Выпуск 1 (1) Декабрь 2023
Выпуск 1 (1) Декабрь 2023
Страницы номера
10–17
10–17
Скачать
