Вестник Ипполитовки
Личность в культуре Выпуск 2 (3) Июнь 2024

Научно-педагогическая деятельность С. В. Евсеева

RU | ENG


Светлана Васильевна Лукерченко
Государственный музыкально-педагогический институт имени М. М. Ипполитова-Иванова, Москва, Россия, svetlana338@mail.ru, ORCID: 0009-0005-9399-5194

Аннотация

В статье характеризуется научно-педагогическая деятельность выдающегося представителя в области теории музыки первой половины ХХ века Сергея Васильевича Евсеева (1984−1956). Отмечается, что годы его работы в Московской консерватории сопряжены с введением множества различных реформ в сфере музыкального образования. Констатируется, что, будучи противником метода «историко-теоретического комплекса», Евсеев разработал специальный курс «Основы русской гармонии и полифонии» и применял оригинальный подход к обучению профессиональных музыкантов, основанный на единстве знания музыки академической традиции, фольклора, и опирался на практический опыт и современное научное знание.

Ключевые слова

Московская консерватория, записные книжки С. В. Евсеева, оригинальный авторский метод и специальный курс

Сергей Васильевич Евсеев (1984−1956) принадлежит к числу отечественных музыковедов, внесших значительный вклад в науку и существенно обогативших музыкальную педагогику. С. В. Евсеев был широко образованной личностью: он окончил юридический факультет Московского университета (1916), обучался в Московской консерватории по классу фортепиано у А. Б. Гольденвейзера, по композиции у Г. Л. Kатуара, по классу контрапункта и фуги у С. И. Tанеева. Одаренность его проявилась и в композиторском творчестве: им созданы симфонии, камерно-инструментальные и камерно-вокальные сочинения, концерты, обработки русских народных песен. В одной из дневниковых записей 1926 года А. Б. Гольденвейзер писал: «Пришел Евсеев. Показывал мне разные свои сочинения. Он очень даровит и его незаслуженно затирают и выдвигают гораздо менее одаренных, но более потрафляющих моде» [1, 174][1].

[1] Творчество Евсеева требует специального рассмотрения.

К просветительской и музыкально-критической работе С. В. Евсеев приобщился еще в годы учебы в консерватории. С 1917 года он участвовал в лекциях-концертах, писал статьи о композиторах, в том числе о своих педагогах — Катуаре и Танееве, публиковал их в журналах «К новым берегам», «Музыкальная новь», «Музыкальное образование». В течение трех лет (1929−1932) он был председателем Ассоциации камерной музыки.

Профессиональное становление С. В. Евсеева-теоретика пришлось на начало 1920-х годов; оно совпало со временем появления целого ряда авторских музыкально-теоретических концепций. Музыкальную педагогику он считал важнейшей частью своей деятельности. В 1919 году Евсеев начал преподавать в Государственной музыкальной школе имени Танеева, а с 1922 года и до конца своих дней работал в Московской консерватории, с 1935 года — в должности профессора, читая курсы гармонии, полифонии и анализа музыкальных произведений.

В основе его методики преподавания музыкально-теоретических дисциплин лежал традиционный подход к профессиональной подготовке музыкантов, что было чрезвычайно значимым для сохранения преемственности в научной и образовательной деятельности консерватории в 1920—1930-е годы — время «активного сопротивления музыкальной общественности насильственно навязываемой музыкальному искусству „пролетарской“ доктрине» [2, 6]. Не отрицая требования «быть ближе к современности», он различал новое по сущности и не принимал «наносную» новизну, считая своей задачей сохранение традиционных основ обучения и обеспечение стабильности образовательного процесса. При этом он считал совершенно необходимым обращаться к творчеству Скрябина, Метнера, Стравинского.

В начале преподавательской деятельности Евсеев строил учебные курсы, опираясь на научные исследования и учебные пособия музыковедов старшего поколения — такие, как «Теоретический курс гармонии» и «Музыкальная форма» Г. Л. Катуара, «Особенности народно-русской музыкальной системы» А. Д. Кастальского, «Курс контрапункта строгого письма в ладах» Г. Э. Конюса. Вскоре появляются его собственные методические разработки: в 1927 году в учебный план Московской консерватории по музыковедческой специальности, наряду с курсом мелодики, читаемым И. П. Шишовым, вводится авторский курс современной (так называемой «третьей») гармонии С. В. Евсеева.

Рубеж 1920−1930-х годов стал временем серьезных изменений в учебных планах по музыкально-теоретическим предметам. «Под воздействием „левых“ идей полифония одно время была слита с гармонией и основной задачей соединенного курса была выработка голосоведения. Метод так называемого „историко-теоретического комплекса“ вовсе лишал возможности сколько-нибудь углублённо заниматься полифонией как теоретической дисциплиной и практическими работами по овладению полифонической композицией» [3], — так характеризуется этот период в истории учебно-методической деятельности Московской консерватории.

Осознавая важное значение полифонии, С. В. Евсеев обращается к исследованию русской народной подголосочной полифонии и, тем самым, актуализирует историческую проблему «русская музыкальная классика и ее связь с народной песней». В конце 1930-х годов он выступает с открытыми докладами на эту тему, обобщая в них свой опыт ведения занятий по «народной» гармонии и полифонии. Ценные наблюдения и суждения вошли в его труды о классических сборниках народных песен, в статьи и книгу «Народные и национальные корни музыкального языка С. И. Танеева» [4].

Развитие теории русского народного многоголосия и внедрение ее в педагогическую практику музыкальных вузов во многом является заслугой С. В. Евсеева, автора пособия «Русская народная полифония» [5]. При изучении ладогармонических особенностей русских песен ученый приходит к значимым результатам: в особые группы им выделены лады с наличием двух звукоопорных пунктов терцового, секундового и квартового наклонения. Отмечая характерные черты подголосочной полифонии с усложнением ладофункциональной основы, он выделяет такие приемы, как мелодический перехват, удвоенное двухголосие, сочетание имитационности и варьирования, и другие. Пособие содержит не только теоретический материал, но и основанные на высокохудожественных образцах задания для практических упражнений. Отметим, С. В. Евсеев вел специально созданный им курс — «Основы русской гармонии и полифонии» (1941−1948).

Уникальным документом времени является недавно изданная «Записная книжка» С. В. Евсеева. По сути, это дневник, содержащий записи о многих важных событиях в музыкально-образовательной, научной и культурной сферах Московской жизни с мая 1922 года по 22 июня 1941 года. Речь идет о проведении в Московской консерватории в конце 1920-х — начале 1930-х годов конференции, посвященной теоретической концепции Э. Курта; дискуссии по акустической теории Н. А. Гарбузова и исследованию по гармонии Г. И. Литинского; есть записи о диспуте-состязании между Г. Л. Конюсом, излагавшим свою теорию метротектонизма, и молодым преподавателем И. Рыжкиным; о докладах Л. А. Мазеля и В. А. Цуккермана, в которых были сформулированы принципы комплексного анализа.

Нередко предметом жарких дискуссий становились публикации книг и учебных пособий. Так, после выхода из печати книги С. В. Протопопова «Элементы строения музыкальной речи» (1930) в консерватории состоялась Всероссийская конференция по ладовому ритму, которая получила широкий резонанс. Комментируя острую дискуссию между сторонниками «ладо-ритмистов» и их противниками, где Б. Л. Яворский выступил с заключительным словом и убеждал присутствующих в универсальности данной теории и ее способности быть применимой для анализа музыки любых эпох, направлений и стилей, С. В. Евсеев пишет: «Музтехникум был налицо, и это давало особый „тон“ конференции и устроило нечто в роде именин самому творцу сей музыкально-философской концепции [sic] концепции <…>. Резолюция оказалась, пожалуй, несколько более мягкой, чем это могло быть по напору хорошо организованных „друзей“ ладо-ритма и Яворского, пришедших на конференцию с чаянием решительной победы ладо-ритму и беспощадной смерти всем другим теориям<…>» [1, 198].

Подчас Евсеев дает нелицеприятную оценку описываемым им событиям и фактам. «На производственном совещании историко-теоретической кафедры слушали речи ряда „передовых“ педагогов о ликвидации всех упражнений творческого порядка в образовании теоретика: многое звучало уже надоевшими шаблонами крепких „левых“ загибов <…>», — отмечает он в записи, датированной 1931 годом [6, 213]. Ярый противник «новизны ради новизны», профессор выступал против реформирования спецкурсов для теоретиков. «Услыхал о новых программных неожиданностях: курсы полифонии и гармонии сливаются воедино, а количество часов отпускается в 3 раза меньше при необычайно больших требованиях… Ох, как трудно работать в М.Г.К., опять нужно прорабатывать и приспособлять <…>» [1, 201].

В музыкально-теоретических классах С. В. Евсеева обучались многие выдающиеся музыканты-исполнители; в их числе С. Л. Доренский, В. К. Мержанов, С. Т. Рихтер, Т. П. Николаева. У него учились композиторы Р. С. Леденев, А. Н. Пахмутова, А. В. Самонов, будущие дирижеры хора Б. И. Куликов, B. C. Локтев, B. C. Попов. Его учеником по классу полифонии был музыковед В. В. Протопопов и другие. Опыт научно-исследовательской и педагогической деятельности нашел отражение в трудах С. В. Евсеева по гармонии, полифонии, теории музыки, которые по сей день востребованы отечественным музыкальным образованием. Многие теоретики, композиторы и исполнители — воспитанники С. В. Евсеева, — продолжили дело учителя и в своей деятельности опирались на предложенный им подход к обучению профессиональных музыкантов, где знание музыки академической традиции, фольклора и научное знание, практический опыт и видение целостной историко-культурной перспективы составляют неразрывное единство.

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ

1.Сергей Васильевич Евсеев. Фрагменты записных книжек:1922–1932. Вступительная статья, публикация и комментарии Бобрик О. А. // Искусство музыки: теория и история, 2015. № 12. C. 164–220.

2.Власова Е. С. Советское музыкальное искусство сталинского периода. Борьба агитационной и художественной концепций: автореферат дис. ... доктора искусствоведения: 17.00.02. М.: Московская государственная консерватория им. П. И. Чайковского, 2010. 40 с.

3.Московская консерватория 1866–1966. М.: Музыка, 1966. [Электронный ресурс]. URL: https://www.mosconsv.ru/ru/book.aspx?id=131310&page=131497 (дата обращения 09.12.2023).

4.Евсеев С. В. Народные и национальные корни музыкального языка С. И. Танеева. М.: Музгиз, 1963. 126 с.

5. Евсеев С. В. Русская народная полифония. Уч. пособие. М.: Музгиз, 1960. 128 с.

6.Евсеев С. В. Записная книжка. 1922–1941 // С. В. Евсеев; расшифр., подгот. к публ. и комментарии О. А. Бобрик. М.: Научно-издательский центр «Московская консерватория», 2022. 496 с.

Получено: 10.04.2024

Принято к публикации: 15.05.2024

ИНФОРМАЦИЯ ОБ АВТОРЕ

С. В. Лукерченко — преподаватель отделения теории музыки Государственного музыкально‑педагогического института имени М. М. Ипполитова-Иванова.
Номер журнала
Выпуск 2(3) Июнь 2024
Страницы номера
44–50
Скачать