Вестник Ипполитовки
Из архивных материалов Выпуск 3 (4) Сентябрь 2024

О сценической деятельности Варвары Михайловны Зарудной

RU | ENG


Оксана Алексеевна Подгузова
Государственный музыкально-педагогический институт имени М. М. Ипполитова‑Иванова, Москва, Россия, oksana9.11@yandex.ru, ORCID: 0000-0001-8856-7308

Аннотация

В статье на основе архивных материалов рассматривается сценическая деятельность талантливой певицы Варвары Михайловны Зарудной (1857−1939), ярко заявившей о себе в годы учебы и после окончания Петербургской консерватории по классу знаменитого итальянского певца Камилло Эверарди (1825−1899). Автор опирается на Дневники Зарудной, сохранившиеся рецензии на ее выступления в концертах и оперных спектаклях Петербурга, Тифлиса, других городов. Приведены отклики прессы, в которых говорится о высоком мастерстве, таланте, прекрасном голосе певицы, ее сценической манере исполнения. Раскрывается ее репертуар из произведений зарубежных и русских композиторов, в том числе, Ипполитова-Иванова. Творчество и жизнь Варвары Михайловны еще предстоит изучить, и автор надеется, что собранные материалы помогут представить образ В. М. Зарудной, имя которой известно, но жизнь и творчество остаются в тени. По крупицам собранные факты и материалы могут помочь осветить и восполнить историю русского исполнительского искусства, в котором В. М. Зарудная, чьим голосом восхищался П. И. Чайковский, должна занять почетное место.

Ключевые слова

русская певица Варвара Михайловна Зарудная, архивные источники, рукописные материалы, оперные партии, сохранившиеся рецензии

Имя Варвары Михайловны Зарудной (1857−1939) — певицы, супруги Михаила Михайловича Ипполитова-Иванова — известно прежде всего в связи с ее педагогической деятельностью в Московской консерватории. Вместе с тем, архивные материалы, газеты и журналы, издаваемые в Петербурге, Тифлисе, — там, где жила и выступала Зарудная в 80−90-е годы XIX века, представляют ее как певицу, голосом которой восхищались хорошо ее знавшие П. И. Чайковский, А. П. Бородин, Н. А. Римский-Корсаков, В. В. Стасов[1]. На этой основе, а также опираясь на свидетельства самой Зарудной, оставленные ею в рукописной летописи, в дневниках, письмах, возможно воссоздать ее образ, как оперной артистки, которой прочили большое будущее. Это важно не только для того, чтобы высветить фигуру еще одной певицы, но и для восполнения общей картины развития русского исполнительского искусства.

[1] В архиве Зарудной сохранились рецензии, вырезанные ею из газет и журналов, но они не имеют указания названий изданий, фамилий авторов.

Илл. 1. В. М. Зарудная

Зарудная прошла школу итальянского профессора Камилло Эверарди[2] и заявила о себе как о подающей большие надежды певице с прекрасным голосом. Уже во время обучения в Санкт-Петербургской консерватории (1879−1882) она участвовала в концертах и в музыкальных вечерах А. П. Бородина, Н. А. Римского-Корсакова, В. В. Стасова, исполняя по рукописям партии Снегурочки, Ганны, Ярославны.


[2] Эверади Камилло (1825-1899) — певец (баритон) и педагог.

Илл. 2. Афиша концерта «Первое симфоническое упражнение», 13 ноября 1980

Зарудная с блеском выступала на так называемых «симфонических упражнениях»[3], которые учредил Карл Юльевич Давыдов, будучи директором консерватории. Так были названы концерты, средства от которых поступали в пользу нуждающихся учащихся. Тогда и появились первые отзывы о талантливом исполнении арии Маргариты из оперы «Фауст» Ш. Гуно, арии Офелии из «Гамлета» А. Тома[4] и «Африканки» Д. Мейербера. Рецензенты отмечали удивительную красоту ее тембра, вдумчивое отношение к исполняемой партии, характеризовали ее голос как «прелестный, мягкий, серебристый, ласкающий». Вот несколько цитат: «У г-жи Зарудной хотя не очень сильное, но зато редкостно-симпатичное, хорошо обработанное, светлое и нежное, хрустальное сопрано. <…> Важнее всего то, что талантливая певица верно передала исполненную ею арию (ария Маргариты из оперы „Фауст“ Ш. Гуно — О. П.), что исполнение ею продумано и прочувствовано и что каждое слово говорит чувству слушателя. Г-жа Зарудная имела большой успех» [1, 1]. «Молодая певица располагает высоким сопрано — звучным, подвижным, отличной постановкой на колоратуру» [2, 2].

В архиве Зарудной сохранилась вырезка из петербургской газеты 1882 года, в которой из шести певиц, оканчивающих курс консерватории, отмечали только двух — В. М. Зарудную и Е. М. Серно-Соловьевич[5]. Вот что там сказано: «Обе они обладают мягкого тембра, ровным и по диапазону обширным голосом-сопрано, а сверх того, и всеми необходимыми для хороших певиц качествами — музыкально-осмысленным исполнением, ясным произношением слов, правильным дыханием, хорошей колоратурой» [3, 3].

Окончив в 1882 году Петербургскую консерваторию, Зарудная получила ангажемент в оперную труппу И. Я. Сетова[6]. Как значится в контракте — «в качестве певицы на амплуа первого драматического и лирического сопрано» [4]. По контракту она должна была участвовать в шести спектаклях в месяц, но не более двенадцати раз в месяц. В одном из пунктов контракта ее рукой написано: «В оперетках не участвую» [4], что характеризует ее как исполнительницу, которой был интересен серьезный академический репертуар. Из письма Зарудной к И. Я. Сетову следует, что она готовила к открытию оперного сезона 1882/83 годов партии Валентины в «Гугенотах», Джильды в «Риголетто», Аиды, Маргариты в «Фаусте», Тамары в «Демоне», Наташи в «Русалке», Антониды в «Жизни за Царя» [5].

Среди архивных материалов сохранился список опер, который составила сама певица. Она исполняла ведущие партии в операх Верди, Моцарта, Вебера, в «Тангейзере» Вагнера, в опере «Фауст» Гуно, в операх Глинки, в «Русалке» Даргомыжского[7].

[3] Симфонические упражнения учредил в 1876 году директор Петербургской консерватории в 1876—1887 годах Карл Юльевич Давыдов (1838−1889) — русский композитор и виолончелист.
[4]Тома Шарль (1811-1896) — французский композитор, преимущественно оперный, член Института Франции, на протяжении 25 лет директор Парижской консерватории.
[5] Серно-Соловьевич Елена Михайловна (1860−1921) — оперная певица (сопрано) и вокальный педагог.
[6]Сетов Иосиф Яковлевич (наст. фам. Сетгофер) (1826−1893) — оперный певец (тенор), режиссёр, антрепренёр.
[7] В репертуаре певицы были партии Джильды в «Риголетто» Верди, Виолетты в «Травиате», Элеоноры в «Трубадуре», Аиды, Амелии в опере «Бал маскарад», Сюзанны в «Свадьба Фигаро», Церлины в опере «Дон Жуан», Агаты в опере «Волшебный стрелок» Вебера, Антониды в «Жизни за царя» Глинки, Людмилы в опере «Руслан и Людмила», Наташи в опере «Русалка Даргомыжского», Елизаветы в «Тангейзере» Вагнера.

В 1883 году В. М. Зарудная вместе с М. М. Ипполитовым-Ивановым переехала в Тифлис. Здесь одновременно с артистической деятельностью она начала и педагогическую работу в Музыкальном училище Императорского русского музыкального общества.

Сохранился бланк договора певицы с Тифлисским артистическим обществом. В нем говорится, что Зарудная принимает на себя амплуа лирического сопрано и обязуется участвовать в оперных спектаклях и концертах девять раз в месяц.

Оперный сезон в Тифлисе был открыт 30 августа 1883 постановкой оперы «Жизнь за Царя» Глинки. Критика была единодушна: «С появлением на нашей сцене г-жи Зарудной можно считать партии высоких сопрано обеспеченными: голос у нее верный, звучный, серебристый и симпатичный. Справиться с высочайшей партией Антониды составляет уже хорошую рекомендацию, а г-жа Зарудная справилась с этой ролью. В ее пении есть, что называется душа. <…> Г-же Зарудной — трижды браво!» [6].

В 1883 году на сцене Тифлисского театра с большим успехом и с участием Зарудной прошла опера «Русалка». В Архиве певицы сохранилось много отзывов об исполнении Зарудной партии Наташи: «Г-жа Зарудная в роли Наташи доставляет истинное удовольствие. Замечательный по своей задушевности и мягкости тембра голос г-жи Зарудной действует чарующим образом. ˂…˃ у нее прелестная дикция и толковая игра». «Г-жа Зарудная в роли Наташи доказала, что она обладает истинным талантом; артистка эта с первого действия и до последней сцены провела свою партию прекрасно. Г-жа Зарудная местами была даже превосходна. ˂…˃ Ее искренность и задушевность, которыми дышало пение, вызвали в публике аплодисменты» [7].

Варвару Михайловну называли и лучшей исполнительницей партии Маргариты в опере «Фауст» Ш. Гуно, поставленной в Тифлисе. Газета «Новое обозрение», в частности, писала: «Ее манера петь — проста и не лишена благородства, художественности и вполне свободна от дурных привычек, свойственных некоторым артистам. В ее исполнении нет стремления к достижению антимузыкальных эффектов, идущих в разрез со смыслом музыкальных фраз, столь гениально дополняющих текст бессмертного произведения Гете. Г-жа Зарудная может смело считать партию Маргариты своим шедевром» [8, 40].

В репертуаре певицы в Тифлисе появилась новая партия — Микаэлы в опере «Кармен». Газета «Кавказ» после третьего представления этой оперы поместила следующую заметку: «Госпожа Зарудная <…> в роли Микаэлы была очень мила, провела свою партию вполне музыкально и вложила в исполнение этой маленькой, но симпатичной роли много задушевной теплоты и прелести» [9, 7].

Высокую оценку современников получила Варвара Михайловна, исполняя партии в операх Верди. Композитор Геннадий Карганов[8] пишет о выступлении певицы в роли Аиды следующее: «Никогда артистка не пела так хорошо, как в этот вечер. Играла госпожа Зарудная очень и очень недурно, а в сценах лирического характера — и совсем хорошо <…> Нельзя, впрочем, не отметить труднейшую арию третьего акта, в которой голос Зарудной звучал особенно, кристаллически чисто» [10, 13].

Варвара Михайловна имела большой успех и в опере «Африканка» Дж. Мейербера. На страницах газеты «Кавказ» отмечен необыкновенно мягкий, задушевный, ласкающий голос Зарудной: «Четвертое действие было исполнено так, что Михайлов[9] и Зарудная были вызваны не менее двенадцати раз сряду» [11, 50].

12 января 1886 года в Тифлисе состоялась премьера оперы «Дон Жуан» В. А. Моцарта. Пальму первенства и здесь отдали Зарудной, исполнявшей партию шаловливой Церлины. Газета «Новое обозрение» писала: «Церлина — самая красивая и самая привлекательная роль во всей опере. Особенности таланта г-жи Зарудной вполне подходят к этой певучей роли, и артистка была очень хороша. Ей был поднесен букет» [12, 53]. Современники отмечали и прекрасное звучание дуэта Дон Жуана и Церлины «О, дай мне ручку» В. Зарудной с Е. Аленниковым[10].

[8] Карганов Геннадий Осипович (1858–1890) – композитор.
[9] Михайлов Михаил Иванович (1858–1929) – оперный певец (тенор), сначала пел в Киеве и Тифлисе, а с 1884 по 1896 г. – в Санкт-Петербурге на императорской оперной сцене.
[10]Аленников Евгений Николаевич (1852–1909) – артист оперы (баритон).

В Тифлисе певица исполняла и главные партии в операх Чайковского «Евгений Онегин», «Чародейка», «Мазепа»; пела романсы в присутствии композитора; участвовала в благотворительных концертах, выступала в операх Ипполитова-Иванова, в частности, в опере «Руфь».

В декабре 1892 года, незадолго до отъезда Ипполитова-Иванова и Зарудной в Москву, в Петербургской газете «Театральный мирок» была опубликована большая статья, посвященная Варваре Михайловне Зарудной: «По тембру голоса и по строгой выдержки пения, это лучшая из лирических сопрано <…>. Варвара Михайловна Зарудная — певица чистой воды. Это, во-первых, золотой голос, во-вторых — высокая несравненная музыкальность. Актриса в ней затерта певицей, но <…> теплое и живое участие в смысл, в содержание партии — отличительная черта Зарудной» [13].

Заканчивался период активной артистической деятельности певицы. Вскоре началась ее работа в Московской консерватории, однако это — уже особая тема.

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ

1.Зарудная В. М. Рецензии о выступлениях в операх и концертах. Газетные вырезки // ВМОМК. Ф. 2. № 6686. Л. 1.

2.Зарудная В. М. Рецензии о выступлениях в операх и концертах. Газетные вырезки // ВМОМК. Ф. 2. № 6687. Л. 2.

3.Зарудная В. М. Рецензии о выступлениях в операх и концертах. Газетные вырезки // ВМОМК. Ф 2. № 6688. Л. 3.

4.Зарудная В. М. Документы, относящиеся к периоду поступления в Киевский оперный театр 1882 г. // ВМОМК. Ф. 2. № 2053.

5.Письмо В. М. Зарудной к И. Я. Сетову. Документы 1882 г. // ВМОМК. Ф. 2. № 2057.

6.Зарудная В. М. Рецензии о выступлениях в операх и концертах. Газетные вырезки // ВМОМК. Ф. 2. № 6704.

7.Зарудная В. М. Рецензии о выступлениях в операх и концертах. Газетные вырезки // ВМОМК. Ф. 2. № 6727.

8.Зарудная В. М. Рецензии о выступлениях в операх и концертах. Газетные вырезки // ВМОМК. Ф. 2. № 6724. Л. 40.

9.Зарудная В. М. Рецензии о выступлениях в операх и концертах. Газетные вырезки // ВМОМК. Ф. 2. № 6692. Л. 7.

10.Зарудная В. М. Рецензии о выступлениях в операх и концертах. Газетные вырезки // ВМОМК. Ф. 2. № 6698. Л. 13.

11.Зарудная В. М. Рецензии о выступлениях в операх и концертах. Газетные вырезки // ВМОМК. Ф. 2. № 6734. Л. 50.

12.Зарудная В. М. Рецензии о выступлениях в операх и концертах. Газетные вырезки // ВМОМК. Ф. 2. № 6737. Л. 53.

13.Маленькие характеристики // Театральный мирок. 1892. № 51.

Получено: 01.09.2024

Принято к публикации: 25.09.2024

ИНФОРМАЦИЯ ОБ АВТОРЕ

О. А. Подгузова — соискатель, Государственный музыкально-педагогический институт имени М. М. Ипполитова-Иванова.
Номер журнала
Выпуск 3 (4) Сентябрь 2024
Страницы номера
40–49
Скачать