Вестник Ипполитовки
Из первого научного опыта Выпуск 4 (5) Декабрь 2024

Из истории музыкального образования в Китае: деятельность Сяо Юмэя

RU | ENG


Тань Юйцзе
Государственный музыкально-педагогический институт имени М. М. Ипполитова‑Иванова, Москва, Россия, 531 119 577@qq.com

Аннотация

Статья посвящена событиям, которые происходили в Китае в период зарождения и формирования профессионального музыкального образования. Рассматривается деятельность Сяо Юмэя как одного из основателей первых высших музыкальных учебных заведений в Китае, а также как методиста, общественного деятеля, композитора. Сяо Юмэй стремился найти органичное сочетание китайской и европейской культурной традиций. Особое внимание уделяется истории возникновения Шанхайской консерватории.

Ключевые слова

Сяо Юмэй, Цай Юаньпэй, Шанхайская консерватория, музыкальное образование, традиции, сотрудничество

Доктор Сяо Юмэй (萧友梅) (1884−1940) — историческая личность, человек, который посвятил свою жизнь педагогике и решению задачи формирования профессионального музыкального образования в Китае. Родился он в городе Чжуншайе (провинция Гуандун), в 1901 году начал своё образование как пианист в Токийском институте, а также в Императорском университете в классе просвещения. Окончив в 1909 году университет, в 1912 году он продолжил своё образование в Германии. При этом одновременно поступил в Лейпцигскую консерваторию и на философский факультет Лейпцигского университета. Там Сяо Юмэй написал первый свой научный труд — «Исследование китайских древних музыкальных инструментов» (1916) и получил докторский диплом (1919). Заметим, что Сяо Юмэй был одним «из первых китайских студентов, обучавшихся за границей в истории современной китайской музыки, и первый китайский музыкант, получивший докторскую степень за границей» [1, 67].

В 1920 году, несмотря на заманчивые предложения остаться преподавать в Германии, Сяо Юмэй вернулся на родину. Отсутствие в Китае специальных музыкальных учебных заведений его очень сильно беспокоило. Сяо не раз обращался к властям с инициативой создания музыкального учебного заведения. И министр просвещения Цай Юаньпэй одобрил предложение Сяо Юмэя и пригласил его работать в Пекинском университете, где сам был директором. Там Сяо Юмэй начал свою деятельность в качестве научного руководителя отдельного сектора «Ассоциации музыкальных исследований».

В 1920-е годы Цай Юаньпэй помог Сяо Юмэю создать музыкальные курсы при Пекинском университете, открыть Факультет музыкального искусства Пекинского училища искусств, а также Пекинское женское высшее музыкальное педагогическое училище. В этих учебных заведениях были введены специальности «Фортепиано», «Струнные инструменты», «Вокальная музыка», «Теория композиции». Для ведения курса «Фортепиано» были приглашены иностранные пианисты, жившие тогда в Китае, среди которых особенно был известен Владимир Гарц (Германия), проживавший в Пекине с 1920 по 1940 год. Преподавали также и китайские специалисты, получившие образование в Европе, в частности, Ян Цунчжи, учившийся во Франции.

В эти годы в Китае была сложная политическая обстановка. Фактически шла гражданская война, страна переживала период передела территорий. В этих условиях музыкальные заведения вскоре вынуждены были прекратить свое существование. В 1927 году, когда Цай Юаньпэй был освобожден от должности министра просвещения, только что начавшееся становление дела обучения музыке по европейской системе в Китае казалось бы потерпело неудачу. Однако 27 ноября 1927 года Цай Юаньпэй, работавший в должности директора Нанкинского государственного университета, вновь поддержал Сяо Юмэя в его усилиях создать Государственную консерваторию. На этот раз в Шанхае. Это событие стало поворотным пунктом в истории становления китайского высшего музыкального образования.

Сяо Юмэй создал консерваторию именно в Шанхае, потому что в этом городе жили и работали многие китайские и иностранные музыкальные специалисты, имелся педагогический потенциал, а также была возможность осуществить новый революционный проект — основать первый полный симфонический оркестр классического состава, состоящий исключительно из китайских музыкантов.

Поначалу консерватория включала четыре факультета: вокальный, фортепианный, композиции и скрипичный. К сожалению, правительство не придавало должного значения музыкальному образованию, ограничивало финансирование, не поддерживало расширение деятельности и даже потребовало переименования: консерватория стала называться музыкальным институтом. Были освобождены от своих должностей ряд профессоров, которых подозревали в участии и организации студенческих забастовок. Даже курс фортепиано был на некоторое время исключен из программы[1]. Несмотря на затруднительное материальное положение в институте в 1929 году на должность профессора и заведующего фортепианной кафедрой был приглашен Борис Степанович Захаров (1887/8 -1943)[2]. После Октябрьской революции Б. Захаров, наряду с концертными выступлениями, семь лет работал на фортепианном факультете Петербургской консерватории, и таким образом, имел педагогический опыт. В период заведования Захаровым кафедрой фортепиано в Шанхае под его руководством в институте работал ряд российских педагогов: С. Аксаков, В. Лазарев, Е. Левитин, З. Прибыткова. «Педагогическая деятельность Захарова способствовала повышению уровня китайского пианизма, приближению его к тогдашним мировым стандартам. Это была школа профессионализма, ставшая качественным скачком в истории фортепианного искусства в Китае. Так сложилась школа, которую стали называть шанхайской, среди ее известных представителей <…> ученики Захарова Ли Щанмин, Дин Шандэ, У Лэн, замечательная пианистка Ли Цуйчжэн» [2, 10].

[1] Заметим, что в 1929 году для укрепления учебной базы директор Сяо Юмэй купил рояль за счет личных средств.

[2] Б. Захаров учился в Петербургской консерватории (1908−1912) у А. Есиповой (1851−1914), дружил с Сергеем Прокофьевым, который посвятил ему прелюдию C-dur. Некоторое время Б. Захаров совершенствовался также в Берлине, у Л. Годовского.

Начало деятельности Шанхайского государственного музыкального института — первого в Китае высшего музыкального заведения со структурой, аналогичной европейской — было трудным, но плодотворным. Осуществилась идея Сяо Юмэя, который считал, что надо учитывать китайскую специфику, бережно относиться к китайской традиционной музыке и при этом войти в контекст европейского музыкального образования, использовать его достижения. Именно в Шанхае появились первые китайские профессора, которые формировали китайскую педагогическую школу — педагоги и исполнители, завоевавшие широкую известность. Они принимали активное участие в различных концертах, осуществили первые записи музыки, которые продавались и пользовались спросом. Их успехи говорили о профессиональном музыкальном потенциале, способности китайской нации чутко воспринимать культурные достижения других стран.

Таким образом, на рубеже 1920-х-1930-х годов в стране появилось высшее музыкальное образование. Из Шанхайского государственного музыкального института специалисты ехали и в другие города, организовывая там специальные музыкальные курсы в разных учебных заведениях, например, в Ханчжоуском училище искусств, Яньцзинском университете, Цзинлинском женском университете, Уханьском художественном училище и т. д. Также и в самом Шанхае стали учить музыке в близких по направленности учебных заведениях — в Шанхайском художественном пединституте, Шанхайском училище искусств.

Отдельно хотелось бы отметить, что начинает активно развиваться и виолончельное искусство в Китае. Частные уроки виолончели в этот период давали русские виолончелисты: И. Райский, И. Шевцов, Н. Сажин, Г. Андреев, М. Бакалейников, И. Шиллер, И. Ступер, И. Ульштейн, Я. Штильман, В. Червов. В это же время появляются первые китайские сольные произведения для виолончели. Интересно, что самой ранней из них в китайскоймузыкальной культуре стала композиция Сяо Юмэия, созданная в 1930-е годы и получившая название «Осенние мысли». В 1937 году Ма Сыконг написал «Сюиту для Внутренней Монголии». Этипроизведения отличалисьплавностью мелодии, простой структурой и ярковыраженным национальным стилем. В свое время они насколько полюбились китайской публике, что в 1940 году виолончельбыла включенав составсимфонического оркестра. Следует отметить, что все это сыграло важную роль в становлении виолончельной школы вКитае.

В истории развития музыкального образования в Китае решающее и принципиальное значение имели культурные и творческие контакты и сотрудничество с Россией. И в первую очередь, это сложившаяся система педагогических контактов и образовательных обменов двух стран: изначально многие позитивные процессы в системе образования Китая были связаны с приездом в страну российских педагогов (особенно в города Харбин, Шанхай в 1920-е годы), затем многие молодые китайцы разных специальностей поехали на обучение в Москву (1950-е годы). Среди них были те, кто затем участвовал в создании новой музыкальной культуры Китая второй половины XX века, окончив Московскую консерваторию. Исторически им выпала на родине миссия занять место основоположников развивающейся европейской ветви в художественном творчестве Китая. Отметим, что аналогичные процессы происходят и сейчас, когда уже в ХХI веке вновь лучшие творческие и исполнительские силы Китая — это музыканты, получившие профессиональное образование в России.

Адаптированная для Китая советская система подготовки профессиональных музыкантов оказалась весьма эффективной. Это стало очевидно уже в середине ХХ века, когда на мировые концертные эстрады вышла целая плеяда молодых талантливых образованных китайских музыкантов — настоящих профессионалов, выпускников высших учебных заведений страны. А после сложного времени «культурной революции», Китай еще более активно включается в мировое культурное пространство. Помимо постоянного расширения сферы музыкального образования, все прочие виды современной музыкальной культуры также активно развиваются, включая просветительскую деятельность.

Подводя итоги и обобщая основные направления деятельности доктора Сяо Юмэя, хотелось бы еще раз подчеркнуть, что именно он заложил основные направления профессиональной музыкальной жизни Китая: основал первое в Китае высшее профессиональное музыкальное учебное заведение, написал первые профессиональные учебники и составил учебные программы, в которых представил западную теорию музыки и адаптировал ее для китайских специалистов, создал первый в современной китайской истории симфонический оркестр, полностью состоящий из китайских музыкантов. Особое значение имела просветительская деятельность Сяо Юмэя, связанная с изучением европейской музыки и определением основных направлений ее исследования, а также сочинением большого количества произведений, в которых национальная китайская традиция сочетается с европейскими композиционными принципами.

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ

1.Чжао Таотао. Истоки современной китайской музыки: Сяо Юмэй и Консерватория музыки Пекинского университета / Манускрипт. 2023. Том 16. Выпуск 1. С. 67−70.

2.Бянь Мэн. Очерки становления и развития китайской фортепианной культуры: автореферат дисc. … канд. иск. СПб., 1994. 22 с.

3.Shanghai Conservatory of Music website. [Электронный ресурс]. URL: https://www.shcmusic.edu.cn/ (дата обращения: 28.11.2024).

4.Hon-Lun, Helan Yang Connecting with the Russian Diaspora: Russian Musicians and Musical Activity in Interwar Shanghai [Хон-Лунь, Хелан Янг Налаживание связей с русской диаспорой: русские музыканты и музыкальная деятельность в межвоенном Шанхае]. Издательство Гавайского университета. [Электронный ресурс]. URL: https://www.overdrive.com/media/4 713 968/networking-the-russian-diaspora (дата обращения: 20.11.2024).

5.周映辰. 从音乐研究会到音乐传习所-北大早期音乐教育考察 // 中国音乐. 2006年. 第2期 [Чжоу Инчэнь. От Общества музыкальных исследований к Музыкальному институту — исследование образования в области старинной музыки в Пекинском университете // Китайская музыка. 2006. № 2].

Получено: 30.11.2024

Принято к публикации: 10.12.2024

ИНФОРМАЦИЯ ОБ АВТОРЕ

Тань Юйцзе – аспирант второго года обучения, кафедра «Музыковедение и композиция» Государственного музыкально‑педагогического института имени М. М. Ипполитова-Иванова.
Выпуск 4(5) Декабрь 2024

Страницы номера
78–84